Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чурикова инна михайловна

Энциклопедический словарь

Чу́рикова Инна Михайловна (р. 1943), актриса, народная артистка СССР (1991). Жена Г. А. Панфилова. На сцене с 1965. С 1973 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). В игре Чуриковой совмещаются драматическое и комедийное, лирическое и эксцентрическое начала, склонность к неожиданной, остросовременной трактовке образов классической драматургии. Среди ролей: Сарра («Иванов» А. П. Чехова), Офелия («Гамлет» У. Шекспира), Ира («Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской), Аркадина («Чайка» Чехова), Бабуленька («Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок»). Снималась в главных ролях в фильмах Панфилова («В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Тема», «Васса», «Мать») и в фильмах других режиссёров («Военно-полевой роман», «Курочка Ряба» и др.). Государственная премия Российской Федерации (1996).

* * *

ЧУРИКОВА Инна Михайловна - ЧУ́РИКОВА Инна Михайловна (5 октября 1943, Белебей, Башкирия), российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1991). Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии России (1996).

В 1965 окончила театральное училище имени Щепкина и стала актрисой Московского ТЮЗа. С 1973 - в театре имени Ленинского комсомола (Ленком). Впервые снялась в кино в фильме «Тучи над Борском» (1961). Первые ее роли отличались наивностью и простодушием героинь, нередко исполненных с внешним комизмом, эксцентрикой («Я шагаю по Москве», «Морозко», «Стряпуха», «Тридцать три», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра»). Открытие редкостного таланта актрисы, способной сочетать в себе склонность к острохарактерному рисунку, искренность и лиризм в раскрытии чувств, подлинный драматизм судеб, а подчас и трагическую самоотверженность неожиданно волевых женских характеров, безусловно, принадлежит режиссеру Г. А. Панфилову (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич) в его первых фильмах «В огне брода нет» (1968) и «Начало» (1970). Хотя более полноценный и масштабный замысел «Жизнь Жанны» так и не был впоследствии осуществлен режиссером и актрисой, уже в «Начале» на подчас парадоксальном столкновении судеб обычной девушки-ткачихи из провинциального городка, призванной играть Жанну д"Арк в кино, и этой средневековой, тоже простой героини из народа, которая должна исполнить своего рода божественную миссию, выявляется непостижимый для самого человека громадный потенциал его личности. Он снял Чурикову в восьми фильмах: «В огне брода нет» (1968), «Начало» (1970), «Прошу слова» (1976), «Тема» (1979, выпуск 1987), «Валентина» (1981), «Васса» (1983, Государственная премия РСФСР, 1985), «Мать» (1990), «Романовы. Венценосная семья» (2000, соавтор сценария, озвучивание роли Александры Федоровны), а также занял в двух спектаклях - в «Гамлете» в роли Гертруды (ранее в постановке А. А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич) она исполнила Офелию) и «Сорри».

В совместных работах Чуриковой и Панфилова поражают не только глубина знания и проникновения в тайны образов женщин разных эпох, любовь и сочувствие к каждой из них, несмотря на личные заблуждения и ошибочные поступки, но и художническая безжалостность в точном анализе сути неоднозначных личностей. Однако несомненно, что на протяжении 30 лет путь постижения этих характеров сопровождался постепенным отказом от эксцентрических и даже трагикомических красок, а все явственнее начинал доминировать драматический или вообще трагический подход в трактовке образов. Как ни парадоксально, в спектаклях М. А. Захарова (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич), начав с трагедийных ролей Неле в «Тиле» и Сарры в «Иванове», потом сыграв тоже не лишенные обостренного драматизма женские характеры в «Трех девушках в голубом» и «Оптимистической трагедии», теперь Чурикова чередует в театре острохарактерные («Мудрец», «Варвар и еретик») и драматические роли («Чайка», премия «Хрустальная Турандот», 1995). В кино она по-прежнему не избегает сарказма («Тот самый Мюнхгаузен», 1979, телефильм Захарова) и даже трагифарсовой манеры («Курочка Ряба», 1994, постановка А. С. Кончаловского (см. МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич)). Хотя все-таки лучшие роли не в лентах Панфилова сыграны Чуриковой с чуть заметным отстранением вполне серьезных работ со сквозной темой глубокого внутреннего достоинства и неподвластности любым ударам судьбы. Это свойственно простым, обычным, подчас заурядно земным и совсем не героическим женским персонажам этой актрисы в лентах «Военно-полевой роман» (1984, премия на Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Ребро Адама» (1991, премия «Ника»), «Плащ Казановы» (премия на фестивале «Кинотавр») и «Год Собаки» (1994), «Курочка Ряба», «Ширли-Мырли». В многосерийном телефильме «Идиот» (2003) по одноименному роману Ф. М. Достоевского с присущим ей одной незаурядным мастерством создала запоминающийся образ генеральши Епанчиной, сделав его одним из главных в экранизации. Снималась также в сериалах «Дети Арбата» (2004), «Винтовая лестница» (2005).

Большой энциклопедический словарь

ЧУРИКОВА Инна Михайловна (р. 1943) - российская актриса, народная артистка СССР (1991). Жена Г. А. Панфилова. На сцене с 1965. С 1973 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр Ленком). Среди ролей: Сарра ("Иванов" А. П. Чехов), Офелия ("Гамлет" У. Шекспира), Ира ("Три девушки в голубом" Л. С. Петрушевской) и др. Снималась в фильмах: "В огне брода нет", "Начало", "Прошу слова", "Васса", "Военно-полевой роман", "Мать", "Курочка-ряба" и др.

Полезные сервисы